Global Education - образование без границ
Global Education - образование без границ
21-22 ноября в Москве прошёл XI Международный конгресс-выставка «Global Education-Образование без границ». Вопросы совершенствования и стимулирования развития среднего профессионального образования обсуждались в формате конференций, семинаров, экспертных сессий и круглых столов, объединенных единой темой «Новые горизонты профессионального образования».
Задачи Конгресса-выставки:
• выявление успешного опыта по осуществлению совместных проектов и программ по взаимодействию с работодателями, организациями общего образования, высшего образования, социально ориентированными некоммерческими организациями, международными образовательными центрами для подготовки и переподготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена;
• совершенствование процесса дополнительного профессионального и непрерывного образования;
• повышение внимания к успешным региональным программам модернизации системы профессионального образования в субъектах Российской Федерации;
• привлечение внимания к развитию движения WorldSkills в России.
Ивановскую область представила делегация, в состав которой вошли руководители профильного департамента и колледжей. Проведение Минобрнауки России ежегодного конгресса, посвященного обсуждения актуальных задач системы профессионального образования свидетельствует о высокой важности и государственном приоритете подготовки рабочих кадров для экономики нашей страны. Более 1000 специалистов сферы СПО и ДПО из 79 регионов Российской Федерации приняли участие в работе конгресса и выставки. Ивановский энергетический колледж на этом мероприятии представляла заместитель директора по учебно-методической работе ОГБПОУ «ИЭК» Борисова Оксана Александровна, где имела возможность посетить панельные дискуссии, круглые столы, дискуссионные площадки.
Конгресс открылся пленарным заседанием на тему «СПО: стратегия будущего», на котором с ключевыми докладами выступили заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Л.М. Огородова, вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей, заместитель председателя Национального cовета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям Ф.Т. Прокопов, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке, член Центрального штаба Общероссийского народного фронта Л.Н. Духанина, а также другие представители органов государственной власти и профессионального сообщества.
Министр образования и науки РФ Ольга Васильева отметила, что "система среднего профессионального образования последние годы переживает этап модернизации. Современные тенденции в государственной образовательной политике, в технологической, производственной и экономической сферах диктует необходимость качественно нового уровня подготовки кадров. Это может быть достигнуто только путем перехода на инновационный путь развития, и на этом пути уже достигнуты значительные результаты".
В рамках работы экспертной сессии «Мониторинги в системе СПО» обсуждались актуальные вопросы оценки качества развития среднего профессионального образования и ключевые аспекты деятельности профессиональных образовательных организаций в контексте модернизации системы СПО, представленные в докладах специалистов Главного информационно-вычислительного центра Московского технологического университета и Института статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета. Заместитель начальника отдела Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России Т.С. Попова представила участникам круглого стола "Финансовая грамотность (SoftSkills) Банк России" результаты актуализации ФГОС СПО на основе профессиональных стандартов, указав, что в настоящее время:
- выработан единый, понятный для всех заинтересованных сторон язык, используемый при формулировании результатов освоения образовательных программ (компетенций);
- созданные организационная схема и макет стандарта обеспечивают непрерывность процесса актуализации ФГОС на основе профессиональных стандартов;
- в рамках разработки примерных основных образовательных программ (ПООП) согласованы позиции по содержанию и результатам обучения, причем 44 ПООП СПО внесены в Федеральный реестр примерных основных образовательных программ.
Попова Т.С. отметила, что в Раздел III. «Требования к результатам освоения образовательной программы ФГОС СПО» введена общая компетенция «ОК-11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере». В связи с этим актуальными становятся задачи по внедрению финансовой грамотности в учебный процесс профессиональных образовательных организаций, разработке УМК для реализации ОК 11 и подготовка педагогических работников для реализации ОК 11.
На дискуссионной площадке «Организация дополнительного профессионального образования в условиях меняющегося рынка: модели привлечения слушателей и ключевые факторы успеха» специалисты, активно работающие в сфере ДПО, раскрыли подход к пониманию организации ДПО через успешные практики реализуемых программ, используемых технологий, маркетинговых стратегий.
Далее в первый день конгресса состоялись панельная дискуссия «Профессия будущего». Спикеры сосредоточились вокруг проблематики изменения спроса на рынке труда и понятия «новая профессия», влиянии общих компетенций на подготовку кадров, особенностях новой программы предметной области «Технология», подготовленной Федеральным институтом развития образования. В своих выступлениях в панельной дискуссии Александр Лейбович, генеральный директор Национального агентства развития квалификаций коснулся вопросов усиления восприимчивости системы образования к новым идеям и уже созданным инструментам повышения качества подготовки кадров: новые профессиональные стандарты, независимая оценка квалификаций, государственно – частное партнерство. В частности, руководитель Национального агентства развития квалификаций напомнил, что на данный момент перечень профессий и специальностей сильно устарел. В нем фактически отсутствуют новые квалификации, которые утверждаются Национальным агентством на основе профессиональных стандартов. Вместе с тем, по мнению генерального директора НАРК, перечень профессий должен быть подвижным, «живым организмом».
«Он должен пересматриваться как минимум раз в два года в плановом порядке, стать рабочим инструментом управления структурой подготовки кадров».
Программа второго дня конгресса была не менее насыщенной. В этот день состоялись две всероссийские конференции: «Подготовка кадров по 50 наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и специальностям среднего профессионального образования» и «Совершенствование механизмов методического сопровождения олимпиад профессионального мастерства»; экспертная сессия «Оценка компетенций и квалификаций: пути развития», круглые столы «Эффективные модели интеграции среднего профессионального образования в непрерывную систему педагогического образования», «Педагогические работники СПО: новые требования и практики подготовки». Организатором Всероссийской конференции «Подготовка кадров по 50 наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и специальностям среднего профессионального образования» выступил Национальный фонд подготовки кадров (НФПК). На конференции были рассмотрены вопросы обеспечения подготовки кадров по ТОП-50 сегодня и в будущем:
- Институциональные аспекты: взаимодействие МЦК и сетевых площадок в субъектах Российской Федерации
- Совершенствование управления ОО СПО, осуществляющими подготовку кадров по ТОП 50
- Методические аспекты: новое содержание основных профессиональных образователь-ных программ с учетом требований актуализированных ФГОС СПО, конкурсов «Молодые профессионалы» (Worldskills Russia), профессиональных стандартов
- Применение современных технологий для организации учебного процесса по программам СПО по ТОП-50 и программам повышения квалификации управленческих и педагогических кадров, обеспечивающих подготовку по ТОП-50
Практики регионов по обеспечению подготовки кадров по ТОП-50: достижения и проблемы